В связи с обращениями граждан, обеспокоенных циничным преследованием со стороны ОСАО «Ингосстрах» и других страховых компаний пешеходов, ставших виновниками ДТП по неосторожности, а также семей убитых в результате наезда автомобиля, пешеходов, МОД «Союз пешеходов» провел анализ причин возникновения проблемы.
Впервые на проблему было указано в статье «Попал под машину – плати» в Российской газете» от 7.11.2012 г. с нашим кратким комментарием. Суть проблемы: в соответствии с ГК РФ пешеход, пострадавший в ДТП имеет право на компенсацию вреда здоровью, причиненному лицом, управлявшим средством повышенной опасности (автомобилем), независимо от вины пешехода (ст. 1079 ГК); в соответствии со ст. 1064 ГК виновник причинения вреда (в нашем случае — пешеход) обязан компенсировать потерпевшему (водителю) причиненный материальный ущерб; Конституцией РФ жизнь и здоровье провозглашены главной ценностью нашего общества.
Таким образом, формально страховые компании действуют в рамках законодательства.
В результате проведенного нами анализа выявились серьезные противоречия: стоимость человеческой жизни в России официально не определена, официальная методика оценки вреда здоровью отсутствует, судьи принимают решение о сумме материального возмещения за причиненный вред здоровью на основе собственных представлений и аналогичных решений, вынесенных другими судами.
Правоприменительная практика по оценке стоимости причиненного вреда здоровью такова: за смерть потерпевшего – до 1 мл.н. руб., за инвалидность в результате ДТП по вине водителя – до 500 тыс. руб, за вред здоровью средней тяжести – до 100 тыс. руб., за вред легкий здоровью – до 15 тыс. руб. При этом стоимость человеческой жизни в развитых Европейских странах оценивается от 600 тысяч до 1,5 млн. евро, в США – более 3 млн. долларов.
Иная ситуация в оценке материального ущерба, полученного автомобилем в результате ДТП: методика оценки ущерба по закону об ОСАГО утверждена Правительством РФ, ущерб по КАСКО оценивается независимыми экспертными организациями и сертифицированными экспертами, а судьи принимают решения на основании заключений экспертов.
Стоимости автомобилей со времени принятия Конституции РФ выросли многократно и сейчас на дорогах России нередки автомобили стоимостью 3 – 10 миллионов рублей, при этом стоимость запасных частей и ремонта выросли еще больше.
С другой стороны, в России отсутствует страхование гражданской ответственности пешеходов, в отличии от страхования гражданской ответственности водителей.
В условиях появления на страховом рынке тенденции погони за сверхприбылью, и циничного отношения к человеку, получившему вред здоровью или жизни, что противоречит целям страхования, и одновременно может привести к тому, что получивший травмы пешеход лишится возможности восстановить свое здоровье и лишиться средств к существованию, мы считаем необходимым ограничить законодательно (см. наши предложения по внесению изменений в ГК) возможности страховых компаний по суброгации в отношении пешеходов, ставших виновниками ДТП по неосторожности, а также ограничить суммы претензий к пешеходам со стороны водителей, управляющими средство повышенной опасности, в зависимости от полученных пешеходами сумм возмещения за вред здоровью и моральный вред.
Но одновременно, считаем необходимым ввести новый вид обязательного социального страхования для детей, несовершеннолетних, инвалидов, а также для пешеходов пенсионного возраста: «Страхование гражданской ответственности пешеходов» (финансироване — за счет социальных статей бюджета).
Для групп граждан, не охватываемых обязательным социальным страхованием гражданской ответственности пешеходов, должно быть введено Добровольное страхование гражданской ответственности пешехода.